Характеристика рынка услуг по созданию веб сайтов



В этой статье нашего дизайнерского блога, одной из первых, мы хотим поговорить собственно о самом рынке услуг веб-студии. А если быть точнее, то рассмотреть микроэкономические аспекты данного рынка. Это важно, поскольку определяет не только ценовую политику компании, но и стратегию развития.

Хорошо изученный рынок помогает разобраться в поведении фирм и покупателей, в нашем случае - конкурентов и клиентов. Зная особенности рынка, мы имеем возможность грамотно принимать экономические и управленческие решения, отслеживать сезонность спроса и прогнозировать его изменения, выбирать эффективные цены. Итак, приступим же к характеристике нашего рынка веб-студий.

Выскажем предположение, по известному ряду причин, что наш рынок - это рынок совершенной конкуренции. Поскольку в чистом виде удовлетворяющий все критерии рынок как таковой встречается в природе крайне редко, то примем во внимания небольшие отклонения.

В общем виде рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям: однородность товаров, малое влияние фирм на данный рынок, мобильность производственных ресурсов, информированность продавцов и покупателей о рынке, покупатель не ограничен в покупке (отсутствие дефицита).

С точки зрения потребителя свойства такого товара как веб-сайт не явны, поскольку обыватель может оценить только внешний вид веб-сайта и работоспособность его функций.

"Внутреннюю начинку" и элементы программирования в подавляющем большинстве заказчик не в состоянии оценить самостоятельно. Как показывает исследование Центра маркетинговых решений А. Коновалова, наибольшую долю на рынке веб-разработок занимает корпоративный сайт средней сложности. Его функция полезности обусловлена следующими факторами:

1. На сайте имеется возможность редактировать и дополнять новости и фотоотчеты.
2. Веб-сайт имеет интегрированный механизм управления предлагаемыми товарами и услугами.
3. На сайте реализована возможность регистрации новых пользователей - клиентов компании.
4. Клиенты компании, зарегистрированные как пользователи сайта, могут получать рассылку новостей.
5. Функция обратной связи - форма для часто задаваемых вопросов и ответов для зарегистрированных пользователей.

Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство веб-студий предлагают однородный товар. Проанализировав спрос и предложение (в агрегированном виде) мы приходим к выводу, что кривая функции предложения имеет весьма пологий характер.

Основной причиной такого наклона кривой функции предложения веб-разработок является отсутствие значительных затрат на производство, обслуживание и ведение дела.

Характер кривой функции спроса также является пологим, это вызвано нежеланием потребителей покупать товар (веб-сайт) по высокой цене. Поэтому даже небольшое увеличение цены на веб-сайт приведет к значительному сокращению спроса со стороны покупателей.

Данная ситуация свойственна всему рынку в целом, в частности, и для каждого сегмента. Всего мы выделяем пять секторов: демпинг-сектор, эконом-сектор, бизнес-сектор, премиум-сектор и платиновый сектор.

Демпинговому сектору свойственны малые размеры веб-студий и отсутствие офиса, зачастую такой бизнес даже не закреплен юридически. И, как следствие, все издержки - это оплата труда рабочего персонала. Данный сектор получил название "демпинговый", поскольку наличие веб-студии на рынке веб-разработок возможно только благодаря низким ценам. Если говорить о свойствах предлагаемого товара, то здесь, как правило, имеют место быть статичные сайты и сайты с бесплатной системой управления CMS.

В отличие от демпингового сектора, в эконом-секторе преимущественно распространены студии с несколькими веб-разработчиками. Другой особенностью этого сектора является постоянная загруженность активов компании - трудовых и производственных. Компании в этом секторе стремятся максимально снизить порог рентабельности, поскольку даже самые незначительные остановки в работе повлекут за собой непреодолимые трудности.

Бизнес-сектор является наиболее оптимальным решением на рынке услуг по созданию сайта. При условии, что у студии имеется достаточное количество работы, то имеется тенденция к развитию бизнеса, появлению новых видов деятельности при неизменном существовании основной деятельности, веб-студия принимает решение о найме высококвалифицированных специалистов.

Премиум-сектор характеризуется, прежде всего, высокой рентабельностью (по причине высокой цены) и особым подходом к клиенту. Студия завышает стоимость проекта с целью обеспечить максимально комфортные условия для заказчиков, учитывать специфику клиента, поддерживать имидж своей веб-студии.

Платинум-сектор занимает крайне малую долю на рынке, имеет небольшой штат именитых сотрудников. Сам проект рассматривается как PR-ход со стороны заказчика. Ярчайшим примером компании, работающей в платиновом секторе, является студия А. Лебедева, девизом которой выступает недвусмысленная фраза: "Долго, дорого, ***".
 

На диаграмме показана структура рынка студий веб-дизайна для города Санкт-Петербург.


Таким образом, мы делаем вывод, что выбор студии веб-дизайна должен основываться не только на предполагаемом бюджете, но и на ожиданиях от проекта: условий работы с исполнителем, намеренность продолжить сотрудничество со студией, качество и целесообразность дизайна макета сайта, его веб-разработки и т.д.

Для входа компании на рынок веб-разработок необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Исходя из квалификации кадров занимать тот сектор, в котором рентабельность будет наибольшая;
2. Исходя из формы ведения бухгалтерского учета занимать тот ценовой сектор, в котором расходы на ведение дела будут оправданы;
3. Учитывать величину рекламного бюджета, продуманность маркетинговой политики, отношения с клиентами.

Подписывайся на обновления

Узнай первым самое важное из области интернета


Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих данных по правилам конфиденциальности.